Гимнастика для ума: стимулируем мозговую активность

Известно, что головной мозг человека функционирует, используя не более 10-15% собственных возможностей. Тем не менее, существует способ, как повысить эффективность мозговой деятельности, применяя гимнастику для ума, упражнения которой были специально созданы для активации процессов, происходящих под черепной коробкой.

Зачем нужна гимнастика для ума?

Ум

Казалось бы, как могут физические действия стимулировать работу головного мозга? На самом деле сеть нервных волокон обеспечивает взаимосвязь между тканями мозга и определенными участками тела.

При этом мозг не только отдает приказы, но и получает ответные сигналы.

Поэтому несложные упражнения способны стимулировать умственную деятельность, улучшить память, научить концентрировать внимание на важнейших моментах.

Еще в 70 годы прошлого века американский врач Пол Деннисон предложил комплекс простых занятий, которые и получили название «гимнастика для ума».

Благодаря регулярным физическим практикам можно активизировать систему «мозг-тело» и повысить способность управлять не только умственной активностью, но даже эмоциональной чувствительностью.

Особенно полезна система гимнастики для ума детям, которые признаны непригодными к обучению. Эффективность занятий была доказана на практике. В ходе эксперимента успеваемость детей, входящих в подобную группу, улучшилась на 50%.

В России методика получила известность в 1988 году. С этого времени существует особое направление, кинезиология, которое объясняет связь мышечных тканей, эмоциональности и функциональности головного мозга и занимается практическими разработками в этой области.

Не только в детском возрасте показана гимнастика для ума, для пожилых людей это необыкновенно легкий метод сохранить способность к концентрации, восстановить рассеянную память. Преимущества методики состоят в простоте рекомендованных действий и в отсутствии специальных приспособлений. Для пожилых людей, детей и всех прочих не составит труда провести занятие, которое длится всего четверть часа, в любое удобное время и практически в любом месте.

Всего три упражнения

По системе Пола Деннисона достаточно выполнять систематически 3 элемента, чтобы не только поддерживать в норме память и внимание, но и повысить умственные способности:

Гимнастика
  • «Перекрестные шаги». Упражнение, позволяющее развить координацию движений, улучшить навыки чтения и письма, а также усвоение новой информации. Кроме того, «перекрестные шаги» помогут снизить болезненные ощущения в зоне поясницы и укрепить брюшную стенку. Суть занятия: в позиции «стоя» поочередно прикасаться левым локотком к правой коленке и правым локотком – к левой коленке;
  • «Кнопки мозга». Перед выполнением этого элемента рекомендуется выпить воды. Занятия позволяют насытить кровеносную систему кислородом и обеспечить его доставку в головной мозг. Одну руку кладут на пупок, а второй в это время стимулируют расположенные в подключичных зонах точки. Продолжительность сеанса для каждой стороны – 20-30 секунд. Упражнение улучшает деятельность вестибулярного аппарата, что позволяет активизировать мозг, подготовив его к восприятию сенсорной информации. В первое время упражнение может сопровождаться болезненными ощущениями, которые при регулярных практиках исчезают в течение недели;
  • «Колпак». Упражнение, направленное на улучшение равновесия, одновременно развивает кратковременную память. В числе преимуществ данного упражнения – возможность преодолеть стресс, что особенно полезно школьникам и студентам в экзаменационный период. При помощи указательного и большого пальца нужно массировать ушную раковину, одновременно оттягивая ее назад и слегка прижимая. Массирующие движения выполняют сверху вплоть до мочек. Повторить упражнение следует не меньше трех раз, удерживая голову в прямом положении.

Не хуже улучшает координацию и мозговую активность система из 6 упражнений, Brain Gym, пришедшая в Россию из Калифорнии.

Система Brain Gym

Каждое упражнение следует выполнять не меньше 3 раз:

Упражнение
  • нужно широко зевнуть, закрыв глаза и массируя напряженные зоны челюстей кончиками пальцев. Зевок должен быть долгим и звучным;
  • в позиции «стоя» руками опираются на спинку стула и, отставив назад ногу, подаются корпусом вперед, слегка согнув при этом вторую ногу. На вторую ногу нужно полностью перенести вес, оторвав от пола пяточку. Затем, следует плавно переместить массу на отставленную назад ногу, приподнимая носок второй ноги и плотно опираясь на пяточку первой. Упражнение поочередно выполняется для каждой ноги;
  • в позиции «лежа на спине», ступни ставят на пол, согнув в коленках ноги. Пальцы рук сплетают и помещают «замок» под головой. Необходимо поднимать и поворачивать корпус, дотягиваясь левым локотком до правой коленки и наоборот. Руки разжимать во время упражнения нельзя;
  • нужно найти кончиками пальцев впадинки над глазами, расположенные примерно на равном расстоянии от линии лба и бровей. Впадинки массируют легким нажатием 30-60 секунд;
  • двумя руками берут лист бумаги и машут им в воздухе. Упражнение выполняют, совершая движения не только кистями, но и задействуя локти и плечи;
  • левой рукой берутся за правое плечо, разминая пальцами мышцы. Затем, голову поворачивают вправо, заглядывая за плечо, и делают глубокий вдох. При этом плечи медленно расправляют. Далее, голову поворачивают к левому плечу, пытаясь заглянуть за него. После этого голова возвращается в среднюю позицию, опустив на грудь подбородок. Необходимо расслабиться всем телом, глубоко выдохнув. Упражнение выполняется для каждой стороны тела.

При систематических занятиях программа упражнений улучшает память, помогает концентрировать внимание, повысить координацию движений, развить творческие способности и овладеть ораторским искусством.