Учимся разбираться в голосах или как отличить фальцет от альта?

Сколько эмоций порождает красивое пение! Великое наслаждение вызывает оперный репертуар, романсы, лирические неаполитанские песни, известные во всем мире. Мощное эмоциональное воздействие на психологическом уровне оказывает оперное искусство – сложнейший жанр, где гармонично сочетаются необыкновенной красоты музыка, хорошая драматургия, художественное оформление, иногда и хореография.

Совокупность художественных средств благотворно воздействует на зрителей, формирует культурный уровень, хороший вкус, любовь к искусству, моральные качества.

Классификация голосов

Классификация голосов

Диапазон звуков обычного разговора колеблется в пределах одной октавы (4-6 тонов), у певцов он шире (две октавы и более). Различают певческие голоса женские, мужские и детские.

В музыкальном мире используют термин «регистр» голоса. Тембр певческого голоса женщин чаще в «верхнем» регистре, к среднему относят детские, к низкому – мужские. Внутри каждого регистра определенного тембра есть звуки ниже и выше, свойственные другому тембру.

Так, тенор может брать грудные (низкие) ноты и фальцетные, недоступные для баритонов и басов.

Женщины

Главное отличие – диапазон и тембр певческого голоса, его окраски (легкость звучания, «прозрачность», насыщенность красок, мощная сила).

  • Сопрано – наиболее высокий певческий голос у женщин, диапазон (1-2 октавы полностью). Это первые партии в операх – юные девушки, сказочные персонажи. По характерному звучанию женское сопрано делят на лирическое и, более редкое, драматическое. Романтических барышень и дам, страстных как Кармен, играют разные исполнители. Когда голос позволяет легко справляться с большими и стремительными пассажами, фиоритурами в самом «верхнем» регистре, его называют колоратурным. Примеры такого редкого оперного голоса: Снегурочка, Царевна Лебедь. Лирическое сопрано – Татьяна («Евгений Онегин»), драматическое – Наташа («Русалка»);
  • Меццо-сопрано намного ниже, с густыми оттенками звука, это арии волевых, сильных женщин, зрелых по возрасту (Кармен);
  • Контральто – наиболее низкий голос у женщин, бархатный, редко встречается (Полина из «Пиковой дамы»).

Мужчины

Выделяют такие тембры:

  • Наиболее высокий – тенор (его диапазон 1-я и малая октавы). Как и сопрано «характерный» тенор обладает «серебристостью» звучания или дребезжанием. Встречается в ролях хитреца или старика;
  • Баритон – мягкий, бархатный, в ролях любовников (Онегин);
  • Бас – самый низкий тембр с раскатистыми, гудящими звуками встречается в партиях отцов, героев (Сусанин);
  • Уникален очень высокий певческий голос у мужчин – тенор-альтино (контртенор), он с необыкновенной легкостью берет высокие звуки 2-й октавы. Соответствует женскому сопрано по тессуре. Такие партии – большая редкость (Звездочет из «Золотого петушка»).

При пении высоких нот не все задействованы голосовые связки, это дает возможность более частых колебаний, извлекаются звуки выше

Баритоны и «густые» басы постоянно используют и всячески развивают низкий регистр.

Дети

Существуют специфмические детские виды певческого голоса:

  • Фальцет («ложный» с итал.), другое название фистула. Оперные певцы его используют только при необходимости особой окраски звучания. Встречается у мальчиков до голосовой ломки;
  • Дискант – очень высокий детский тембр (у мальчиков) с тончайшими звуками.

Редкие голоса

Как правило, мужчина не может говорить достаточно высоким голосом и петь высокие ноты, тенор-альтино встречается редко у мужчин – аномальная природа, дающая возможность петь в женской тессуре.

Редкие голоса

У большинства мужчин с контртенором голосовой аппарат на этапе полового созревания удачно мутировал, это результат развития хорошего от природы потенциала «высокого» регистра - «головной», «фальцетный» тембр, (но не фальцет).

Очень редко у будущих контртеноров при возрастной ломке голос мутирует незначительно и остается высоким, но это позволяет лучше использовать низкий регистр для расширения диапазона. Нестандартная мутация у мужчин, природа их голосов не всегда объяснима, поэтому приписывают мистические факторы.

Почему тенор-альтино редчайший голос в мире?

Не у всех певцов верхний регистр может обладать качествами, которые можно адаптировать под определенный репертуар в этой манере. Мало кто стремится петь в высоком регистре, используя его основным.

Известный контртенор Великобритании А. Деллер в XX в. возродил контртеноровое пение, как древнюю традицию. Он говорил, что многие певцы имеют отличные способности, но боятся прослыть женоподобными. У других просто нет способностей, но есть большое желание научиться такой манере пения. Профессиональная малая востребованность сильно влияет на выбор манеры певцов, «фальцетное пение» традиционно модно было только в Англии, Италии и Германии.

Медицинский подход к видам голоса

Медицинский подход к видам голоса

Медики тоже объясняют, с чем связан тембр голоса. Высота звуков зависит от частоты вибраций голосовых связок, они имеют разную длину, ширину и упругость.

Их натяжение осуществляет перстнещитовидная мышца (или «музыкальная»), особенно сильно развитая у профессиональных певцов. При сокращении она наклоняется вперед, обеспечивая голосовым связкам натяжение. При фальцетном звуке она особенно важна.

Наиболее длинные голосовые связки у басов (длина до 25 мм, ширина до 4 мм), а самые узкие и короткие имеет сопрано (длина до 18 мм, ширина до 2 мм).

Сила же голоса напрямую зависит от объема давления воздуха в подголосовой полости, а степень напряжения связок определяет амплитуду вибраций. С возрастом физические показатели меняются.

Получается, никакой мистики, виды тембров и голосовой диапазон зависит как от природных возможностей человека, строения гортани, так и желания развить определенные манеры пения. Для этого есть много профессиональных упражнений, советов, певцы учатся этому всю жизнь.