Признаки аутизма у детей

Аутизмом называется общее психоэмоциональное расстройство, при котором возникает дефицит в сфере общения. Больной собственную энергию направляет внутрь себя, он не пытается вступить в контакт с родителями и сверстниками. Если он вступает в «диалог» с окружающими, то только для удовлетворения собственных жизненно важных потребностей.

Признаки аутизма у детей можно заметить с самого раннего возраста, но окончательный диагноз ставится к 3-5 годам. Иногда симптомы заболевания обнаруживают у подростков и взрослых.

Объясняется аутизм следующим образом: отсутствие способности у больного к объединению деталей в один образ, он не может различать неживое от живого. Любые попытки пробиться через «броню» доставляют ему дискомфорт.

Что чувствуют сами аутисты, объяснять они не могут, или… не желают.

Причины аутизма у детей

До сих пор не установлено точно, что вызывает аутизм у детей. Родители таких малышей относятся к различным социальным сферам, имеют разный материальный достаток. Дети физически здоровы, их очень трудно отличить от обычных по внешнему виду – более того, иногда они обладают повышенной внешней привлекательностью. Строение мозга у аутистов и здоровых ребятишек тоже не отличается, и почему появляется отклонения в поведении, что является толчком к патологии, неясно.

Как факторы риска выделяют такие болезни:

  • краснуху, которую перенесла беременная женщина;
  • туберозный склероз;
  • ожирение у матери;
  • генетическую предрасположенность.

Но в большинстве случаев беременность у женщин протекает абсолютно без отклонений и обострений хронических воспалительных процессов.

Признаки аутизма у детей до 3 лет

Симптомы аутизма у детей до 3 лет классифицируют следующим образом:

  • ранний детский аутизм;
  • коммуникационные нарушения;
  • социальные нарушения;
  • стереотипное поведение.

Ранний детский аутизм впервые замечают родители. Уже в первые месяцы жизни они обращают внимание на непонятную вялость младенца при нормальном состоянии здоровья, отсутствие желания двигаться и реагировать на внешние раздражители. Выложенные на животик детки не пытаются поднять голову, не улыбаются, не реагируют на родственников.

Нарушения коммуникации – дети не способны овладеть речью, они не повторяют слова, то, что они произносят – набор бессвязных фраз. Больные, страдающие легкой степенью аутизма, разговаривают, но себя упоминают в 3 лице, не могут интонациями выразить эмоции. Речь может не нести смысловой нагрузки или не иметь эмоциональной окраски. Допускается множество повторов. Налицо задержка развития, отсутствие интереса к окружающему миру, нет желания освоения пространства, речь слишком тихая или очень громкая, отмечается неумение реагировать на замечание.

Нарушение социального взаимодействия можно заметить при непосредственном общении с больным. Он не смотрит в лицо во время разговора, взгляд отсутствующий, словно «сквозь» предмет. Лицо отражает гримасы, как проявление внутренней жизни, и, поскольку нет реакции на окружающее, может визуально восприниматься «маской». Жесты применяются только для обозначения естественных нужд, дети совершают определенные движения при желании пить, кушать, спать. Если удается научить ребенка проситься на горшок – это можно считать удачей.

Больной ребенок не привлекает окружающих для игры и сам не просится в компанию, он даже не
умеет играть. Все его «игры» – совершение однообразных действий. Он может крутить педали на велосипеде, не пытаясь прокатиться, или вертеть конечность у куклы в течение нескольких часов.

Раньше считалось, что ребенку с аутизмом неважно присутствие родителей. Но после специальных лабораторных обследований было установлено, что эмоциональная связь с близкими существует, но если малыша и тревожит их поведение или уход, он не может предпринять никаких действий. Отмечалось, что в присутствии домашних дети менее зациклены на своем внутреннем состоянии и даже входят в контакт с ними, пусть и своеобразно. Однако понять, насколько они рады общению с родителями, невозможно. Аутисты неспособны проявлять эмоции.

Стереотипность поведенческих реакций проявляется следующим образом:

  • Ребенок часами занимается одним и тем же, демонстрируя усидчивость и сосредоточенность. Например, он может часами складывать башню из кубиков.

Если малыша трудно оторвать от занятия, можно подозревать аутизм.

  1. Вне привычного уклада жизни и при перестановке вещей в комнате возникает неоправданная
    агрессия, свидетельствующая о возникающем внутреннем дискомфорте, или полный уход в себя – утяжеление состояния;
  2. Дети с признаками аутизма могут пугать окружающих многократными повторениями однотипных бессмысленных движений – покачиванием головой, щелканьем пальцами, хлопаньем в ладоши.

Попытка вывести из себя и восстановить контакт с окружающим и может вызвать приступ агрессии или самоагрессии, во время которого малыш может травмировать себя.

Диагностика аутизма у детей

На первые симптомы РДА – раннего детского аутизма – обращают внимание родители. Адаптироваться в окружающем мире удается тем больным, чьи родители поняли их отличия в самом раннем возрасте.

Начинается постановка диагноза с описания клинической картины. Для этого родители отвечают на специальные вопросы из заранее подготовленных опросников.

К документам по выявлению детского аутизма относятся:

  • ADI-R – опросник для диагностики;
  • CARS – шкала рейтинга;
  • ADOS – шкала наблюдения;
  • ATEC – список оценки показателей;
  • CHAT – опросник для детей до 3 лет.

Далее подключают обследования с помощью медицинских приборов, во время которых проводятся исследования:

  • головного мозга – УЗИ;
  • выявление приступов эпилепсии – ЭЭГ;
  • проверка слуха – занятие с сурдологом (для исключения тугоухости).

Наиболее тяжело диагностируется атипичный аутизм у детей. Обычно больные кажутся отстающими в развитии, и им вместо необходимого диагноза. Такие больные могут стремиться к общению, у них имеется возможность увеличить словарный запас. При легкой форме атипичный аутизм выявляют по отсутствию способности к эмоциональным переживаниям и полному отсутствию творческого мышления.

Лечение аутизма у детей

Вылечить аутизм невозможно, детей можно только адаптировать к окружающему миру, привив им навыки социального поведения. В задачу родителей входит создание абсолютно комфортные условия, в которых бы малыш чувствовал себя уверенно. Только тогда он может развиваться.

Нужно принять, что аутисты чувствуют по-другому, они воспринимают мир на ином уровне, и приходится – опытным путем – стараться пробиться через барьер, выстроенный болезнью. Нельзя позволять маленькому человеку уходить глубже в себя, его нужно стараться пробудить эмоционально. Необходимы занятия с узкими специалистами: логопедом, психиатром, психологом.

Логопед старается сформировать зачатки речи, устранить речевые проблемы, наладить интонацию – это способствует нормализации общения с окружающими. Психолог и психиатр нужны для обучения подражанию играм с социальными ролями, для устранения агрессивных и самоагрессивных поведенческих форм.

Нельзя дать однозначный совет, как вызвать аутистов на контакт.

К каждому маленькому пациенту необходим индивидуальный подход, и взрослый разрабатывает обучающе-стимулирующую программу на основании его поведения по реакциям на происходящее.

Работа с больными детьми со стороны немного напоминает дрессировку: почистил зубы – получил конфетку, и т.д. Кстати, лучший способ стимуляции навыков у обычных детей – также поощрение.

Наиболее трудно привить больным детям навыков самообслуживания и правила гигиены, так как у них нет абсолютно отсутствует оценка собственным действиям. Медикаментозная терапия используется только в кризисных ситуациях, когда малыш демонстрирует агрессивное поведение. Но успокаивающими препаратами нельзя злоупотреблять: для некоторых детей агрессия – единственная форма контакта.

Лечение стволовыми клетками, ноотропами, стимулирование электротоками не только неэффективно, но и утяжеляет общее состояние. Аутисты необычайно ранимы, и малейший дискомфорт заставляет их замыкаться еще больше.

Тяжело иметь больного аутизмом ребенка, но если суждено испытание, нужно стараться заниматься с детьми и постараться адаптировать их к окружающему миру. В этом случае можно надеяться, что ребенок будет счастлив в той мере, какой от него ожидают здоровые родители.

Материалы, размещённые на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остаётся исключительной прерогативой вашего лечащего врача.

Эксперт

психолог, гештальт-терапевт

11 лет