Симптомы и лечение детей с ЗПР
ЗПР – задержка психического развития. Такой диагноз чаще слышат родители дошкольников и школьников, когда малыш сталкивается с проблемами в учебе. Ранняя диагностика патологии затруднительна, однако при своевременном выявлении проблемы и правильных методах ее коррекции можно успешно побороть этот недуг.
Симптомы, причины и лечение ЗПР у детей
Под задержкой психологического развития понимают отставание от принятых для определенного возраста норм. Данная патология характеризуется нарушением определенных когнитивных функций – памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы.
Причины нарушения
Условно провоцирующие факторы можно разделить на биологические и социальные.
К первым относится:
- Поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития. Сюда относятся инфекции и травмы во время гестации, гипоксия плода, вредные привычки женщины при вынашивании;
- Признаки желтухи, недоношенность;
- Гидроцефалия;
- Новообразования и пороки развития головного мозга;
- Эпилепсия;
- Врожденные патологии эндокринной системы;
- Наследственные заболевания, к примеру, гомоцистинурия, фенилкетонурия, гистидинемия;
- Тяжелые инфекции, к примеру, сепсис, менингит, менингоэнцефалит;
- Болезни почек и сердца;
- Рахит;
- Нарушение слуха и зрения.
К социальным причинам относится: ограничение жизнедеятельности; педагогическая запущенность, неблагоприятные условия воспитания; Частые психические травмы у малыша.
Симптомы ЗПР у маленьких детей
Заподозрить задержку можно по особенностях психических функций:
- Внимание: нестойкое, поверхностное, кратковременное. Внимание быстро переключается под воздействием любых внешних стимулов;
- Восприятие: неточное, замедленное, отсутствует возможность формирования целостного образа. Дети с ЗПР лучше воспринимают зрительную информацию, а не слуховую;
- Память: запоминание информации – мозаичное, мысленная активность при воспроизведении информации – низкая, преобладает наглядно-образная память;
- Речь: ограниченный словарный запас, артикуляция звуков, нарушение слуховой дифференциации, трудности в построении высказываний, дислалия, дислексия, дисграфия, задержка речевого развития;
- Мышление: образное мышление нарушено, логическое и абстрактное мышление возможно только с помощью родителей или педагога, дети не могут подытожить информацию, сделать выводы и заключение из услышанного.
Дети с ЗПР: психологическая характеристика
Эмоциональная сфера
Малыши с нарушением:
- несамостоятельны;
- внушаемы;
- лабильны;
- эмоционально неустойчивы.
Часто пребывают в состоянии аффекта, беспокойства, тревоги.
Их настроение постоянно меняется, присутствует контрастность в проявлении эмоций. Иногда наблюдаются неадекватные подъемы настроения и жизнерадостность.
Дети с ЗПР бывают агрессивными, не могут охарактеризовать свои эмоции, затрудняются с определением эмоций окружающих. Обычно у таких малышей занижена самооценка, присутствует неуверенность, а также привязанность к кому-либо из сверстников.
Характеристика межличностного общения
- Нормально развивающие дети редко принимают отстающих малышей в свои игры, практически не общаются с ними.
- Находясь среди сверстников, ребенок практически с ними не взаимодействует, предпочитает играть отдельно.
- На уроках они работают самостоятельно, практически не сотрудничают с другими, общение ограничено.
- В основном такие малыши общаются с детками меньше себя, так как те их лучше воспринимают. Некоторые и вовсе избегают всяческих контактов.
- В результате недуг вызывает проблемы как в сфере межличностных отношений, так и в эмоциональном плане. Дети часто предпочитают играть/учиться в одиночестве, они неуверенные в себе.
Виды нарушений
По этиопатогенетической классификации нарушение разделяется на следующие виды:
- Соматогенная – вызванная тяжелыми болезнями в раннем детстве;
- Конституциональная – неосложненный психофизический инфантилизм, характеризующийся тем, что эмоциональная и когнитивная сфера находится на раннем этапе развития;
- Церебрально-органическая;
- Психогенная – спровоцированная неблагоприятными условиями воспитания. Причиной может стать импульсивность, гиперопека, лабильность или авторитаризм с родительской стороны.
Последствия недуга сильно сказываются на психологическом здоровье маленького человека. При отсутствии необходимы мер ребенок отдаляется от коллектива, его самооценка постепенно падает. Социально адаптировать старших детей с задержкой психического развития довольно сложно. Одновременно с прогрессированием патологии наблюдается ухудшение речи и письма.
Диагностика ЗПР
Выявить нарушение в раннем детском возрасте довольно затруднительно.
Обусловлено это тем, что для постановки диагноза необходимо проанализировать психического развитие ребенка с возрастными нормами.
Характер и степень тяжести нарушения определяется коллегиально психологом, психотерапевтом, логопедом и дефектологом.
Психическое развитие включает:
- предречевое и речевое развитие;
- мышление и память;
- восприятие – знание цветов, форм, предметов, частей тела, ориентация в пространстве;
- изобразительная и игровая активность;
- коммуникабельность и самосознание;
- уровень навыков самообслуживания;
- школьные навыки.
Диагностические исследования включают:
- шкалу Бейли;
- тест на IQ;
- денверовский тест и др.;
- в дополнение могут назначить такие процедуры, как ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга.
Лечение ЗПР
Терапия в первую очередь направлена на длительную психолого-педагогическую коррекцию, чтобы улучшить когнитивную и эмоционально-коммуникативную сферу: необходимо проводить специальные занятия с логопедом, психологом, психиатром и дефектологом. В случае, когда психокоррекции недостаточно или она малоэффективно, назначают медикаментозное лечение, основой которого являются ноотропные препараты.
Основой медикаментозной терапии являются следующие средства:
- Актовегин;
- Аминалон;
- Энцефабол;
- Пирацетам;
- Церебролизин;
- Фенибут;
- Глицин;
- Витамины – Нейромультивит, Магне В6, витамин В;
- Антигипоксанты и антиоксиданты – Цитофлавин, Мексидол;
- Общетонизирующие – Лецитин, Элькар, Когитум.
Если выявлены какие-либо церебрально-органические или соматические нарушения, применяется медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж, водолечение и ЛФК.
При работе с такими детьми требуется мультидисциплинарный подход, а также активное участие вышеперечисленных специалистов. Коррекцию лучше всего начинать в дошкольном возрасте. Как правило, проводится она довольно длительно.
Дети с ЗПР должны посещать специальные ДОУ или группы, школы 7-го вида или коррекционные классы в стандартных общеобразовательных школах.
Особенности обучения включают дозированность учебного материала, опору на наглядность, частую смену видов деятельности, многократное повторение, применение здоровьесберегающих технологий.
Много внимания нужно уделять развитию познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия и мышления, а также сенсорной, эмоциональной и моторной сферы. Делают это путем сказкотерапии, игровой, детской арт-терапии.
Нарушения речи должен корректировать логопед посредством индивидуальных и групповых занятий. Одновременно с преподавателями коррекцию должны проводить педагоги-дефектологи, социальные педагоги и психологи.
Профилактика
- Избежать данной патологии можно, соблюдая ряд простых правил. К примеру, необходимо создать благоприятные условия для беременности и родов, а затем – дружественную обстановку в семье.
- Помимо этого, с первых дней жизни нужно следить за состоянием здоровья малыша и его развитием. Любые тревожные симптомы требуют посещения врача. Рекомендуется регулярно заниматься с крохой и развивать его навыки с раннего детства.
- Немаловажная роль отводится тесно-эмоциональному контакту матери и ребенка. Поцелуи, объятия, прикосновения помогают малышу чувствовать себя уверенно, спокойно, защищено, ориентироваться в окружающей обстановке, адекватно воспринимать мир.
Чем раньше выявлено нарушение и поставлен диагноз, тем выше вероятность восстановления психологического развития. Вовремя назначенная коррекция предотвратит будущие эмоциональные травмы и дискомфорт, связанный с несостоятельностью и беспомощностью.
Напишите нам, что думаете по этой теме. Мы будем рады вашим подпискам! На нашем ресурсе, вы можете найти много полезного и интересного для вас, а если нашли ошибку в тексте, напишите нам! Благодарим, за проявленный интерес к нашему ресурсу и данному материалу!
Материалы, размещённые на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остаётся исключительной прерогативой вашего лечащего врача.
Комментарии